Решая задачи бизнеса, проектируйте сайты не для себя, а для клиента. Взгляните на свой сайт глазами парикмахера Ольги, окончившей техникум 30 лет назад. Не сошла ли Ольга с ума, пытаясь найти те самые ножницы? Любые способы разработки шикарного юзабилити строятся на ориентированном подходе: показываем сайт заинтересованным лицам. Зная своих клиентов, можно добиться впечатляющих результатов. Описание ключевых персон и моделирование ситуаций – вполне пригодная методика. Что – то новенькое? Вовсе нет! Подход более десятилетия используют маркетологи.
Что такое персона?
Персоной называют собирательный образ человека, потенциально или прямо заинтересованного в потреблении товаров и услуг. Персона – вымышленный (не литературный) персонаж, а не конкретный человек. Описывает наиболее важные характеристики посетителя сайта: возраст, пол, род занятий, образование, доход и так далее. Например,
Андрей, 30 лет. Работает инженером-конструктором, пользуется Интернетом постоянно и активно. Ходит по сайтам с помощью мобильного, планшета и настольного ПК. Не любит назойливой рекламы и ярких красок. Как в чертежах – строго и по делу.
Зачем нужны ключевые персоны
На примере Андрея мы разработаем интерфейс, способный помочь инженерам-конструкторам без труда найти все необходимое на сайте и выполнить целевое действие.
Нацеленность на определенную группу лиц — конкурентное преимущество, способное определить степень удобства пользования сайтом (юзабилити) с точки зрения посетителя. Чем выше юзабилити сайта, тем проще посетителю найти необходимую информацию и выполнить целевое действие: купить, написать, зарегистрироваться.
Моделирование ключевых персон
Проект: интернет-магазин строительных материалов.
Цель: увеличение продаж газобетона. Определим образ посетителя по первичному чек-листу:
- пол;
- возраст;
- интересы;
- сфера деятельности;
- доход;
- место жительства.
Определение целевой аудитории
- мужчины от 30 до 55 лет;
- группы в соцсетях: строительство, магазины стройматериалов;
- сидят в одноклассниках;
- подписчики каналов на Youtube;
- средний заработок;
- рабочие профессии.
Из полученной информации слепим персонажа и посмотрим на его поведение в Интернете.
- подписаны и смотрят каналы "Все по уму на стройке" и "Forumhouse";
- читают журналы о строительстве в бумажном виде, иногда в Интернете;
- часто используют сочетания "армопояс", "горизонтальная гидроизоляция" и т.д.;
- покупают стройматериалы только в проверенных магазинах;
- переходят по рекламе редко, как правило, по информативным объявлениям с ценой.
Интересные данные, не так ли? Что дальше?
Выясняем потребности персонажа
Итак, что нужно нашей целевой персоне на сайте?
- конечно, каталог товаров;
- расширенный калькулятор стоимости. Возможность подсчета количества материала по различным параметрам.
- Подробные технические характеристики материалов.
- Наличие официальной документации, сертификатов и разрешений.
- Раздел с информацией о производителях.
- Раздел с советами по строительству.
- Блок "сопутствующие товары" с выводом дополнительных позиций. Например, для газобетона "СИБИТ" выводим клей, оконные перемычки, арматуру.
- фильтр материалов по теплопроводности, плотности, ширине, высоте, длине, типу применимости.
- Раздел с видеороликами от производителей газобетона и строителей, применяющих данную марку.
- переходят по рекламе редко, как правило, по информативным объявлениям с ценой.
Ключевые персоны очень помогают разрабатывать сайты, учитывающие потребности целевой аудитории.